Брахма — один из самых важных богов Индуистского пантеона. Он является причиной создания и, одновременно, создателем. Он зовется Свайямбху (Svayambhu) — саморожденный. Первоначально он был Хиранья-гарбха (Hiranya-garbha) — Золотым Зародышем. Он зовется Питамаха (Pitamaha) — Великий Отец, Камаласана (Kamalasana) — с тех пор, как он сидит на лотосе, вырастающем из пупка Вишну. Он «четырехрукий».
В Ведический период Брахма не был значительным богом. Идея о создателе существовала, но создатель идентифицировался не с Брахмой. Ригведа говорит о Вишвакармане (Vishvakarman) — «творце всего». Он — Бог Отец. Он имел руки во всех четырех направлениях. Ведический Вишвакарман, вероятно, явился прототипом Пуранического (Puranic) Брахмы.
Интересно заметить, что Вишвакарман связывался с солнцем с того момента, как солнечные лучи стали рассматриваться как необходимое условие для человеческой жизни и мироздания. В одном из гимнов Ригведа называет Создателем Праджапати (Prajapati). Вот почему позднее, когда Брахма стал Создателем, он отождествлялся с Праджапати Ригведы.
В литературе Сутр (Sutra) Праджапати и Брахма стали отождествляться.
В Ригведе Хиранья-гарбха упоминается как причина Создания. Таким образом, Брахма стал Хиранья-гарбха.
В Пуранической литературе Брахма является Создателем. Говорится, что он породил Праджапатьев (их количество и имена различны в разных Пуранах) с целью создания живых существ. Поэтому Брахма рассматривался как Праотец (Pitamaha).
Он влюбляется в одну из своих дочерей, выступающих под различными именами: Савитри, Брахмани, Сарасвати и др., и становится единым с ней. Чтобы постоянно смотреть на нее он получил четыре головы в четырех направлениях, и пятую голову, обращенную вверх. Он также имел жену, именуемую Гаятри (Gayatri).
Как Шиваиты (Saivites), так и Вишнуиты (Vaishnavites) преуменьшают значение Брахмы. Он появляется из пупка Вишну сидящим на лотосе. Шива отрубает ему пятую голову в наказание за инцест.
До Средних Веков Брахма имел большое значение, но после прихода Ислама он потерял свою важность. Многие легенды рисуют Брахму в неприглядном виде. Пураны предъявляют ему ложное обвинение в том, что он стал причиной смерти Агнистамбхи (Agnistambha). Еще один сюжет рассказывает о том, как Брахма, в то время как его супруга Савитри задерживалась в поездках, совершаемых в целях принесения жертвоприношений Якши (Yaksha`s), тут же находил новую жену. Савитри приходила в ярость и проклинала его.
Но, несмотря на это, Брахма пользовался авторитетом много веков после того, как распространились эти сюжеты.
Иконографическое представление.
Брахма имеет четыре лика, четыре руки, спутанные волосы, часто короткую заостренную бороду и шкуру черной антилопы в качестве накидки. Он сидит на Лотосе (Padmasana) или в колеснице, запряженной семью лебедями. В одной правой руке он держит четки (акшамала), в другой — сосуд с водой (камандалу). Его взгляд Саумья (Saumya) и Ташмья (Tashmya) — счастливый и спокойный.
Глаза его прикрыты в медитации.
Четыре его лика представляют четыре Веды: восточный — Ригведу (Rig Veda), южный — Яджурведу (Yajur Veda), западный — Самаведу (Sama Veda), северный — Атхарваведу (Atharva Veda).
Четыре его руки представляют четыре стороны света.
Мир возник из воды. Поэтому Брахма несёт воду в сосуде (камандалу).
Четки, которые он перебирает, представляют Время.
Семь Лока (Lokas), миров, представлены семью лебедями (гусями).
Лотос, на котором сидит Брахма, возникает из пупка Вишну, представляя Мани (Mani) — Землю.
В обычной средневековой иконографии у Брахмы четыре головы и столько же рук. Цвет его кожи красный или золотой, одежды — белый. Его вахана — лебедь или гусь. Головы Брахмы господствуют над четырьмя Странами Света, из них изошли четыре древнейшие Веды, так как он является божеством мудрости, а его главная жена — Сарасвати — богиней учености.
У скульптурных фигур Брахмы позади головы обычно имеется нимб (сирасчакра) в виде диска чуть больше головы, прикрепленный сзади к затылку при помощи небольшой перемычки и означающий ореол славы божества. Другие атрибуты Брахмы — сосуд (камандалу) для воды из священного Ганга или для топленого масла, четки (из бусин, акшамала), символизирующие вечность времени и высший аспект божества, связка бумаги из пальмовых листьев или рукописная книга (пуштака) с частью текста четырех вед, священная трава (куша) и ложка (срува) для возлияния на огонь жертвенного масла.
Как правило, статуи Брахмы представляют его в стоячей позе. На голове у него величественная короноподобная прическа существа высшего ранга (джата-мукута), в ушах серьги (ратна-кундала). В правой верхней руке он держит чётки, нижняя — в положении абхайя-мудра. Сосуд камандалу он держит в одной из левых рук, другая — в варада-мудре (жест дарования милости, благодеяния).
Брахма — единственное божество индуизма, изображаемое бородатым, но не всегда. Если он восседает на распустившемся цветке лотоса или на своей вахане — лебеде, то в позе сукх-асана (с одной ногой, свисающей вниз).
Брахме не приписывается никаких воплощений или земных проявлений, и с ним не связаны младшие божества. В своей первоосновной форме Нарайяны Владыка в виде мальчика возлежит на листе священного дерева пипала, плавающего в Первичных Водах с лотосами на их поверхности. Он держит большой палец ноги во рту. Такое его изображение служит символом вечности (замкнутый круг без начала и конца).
Он может изображаться во всех четырех состояниях, имеющихся в классификации шастр, причем его облик и постановка фигуры не меняются. В йогическом состоянии он показывается в своих высших духовных достижениях, лик выражает удовлетворение и глаза закрыты. В таком виде он почитается прежде всего подвижниками и аскетами. Во втором состоянии (бхога, то есть удовлетворенности светского характера) Брахма предстает в обычном виде, с одной или более женами и со всеми вышеупомянутыми атрибутами, иногда с добавлением травы куша, и тогда его статуи служат для поклонения главным образом мирянам. В его третьем аспекте (вира, то есть воинской доблести) он почитается воинами и царями. В четвертом состоянии (абхичарика, то есть грозном и устрашающем) он изображается с несколько сумрачным лицом и предназначается для поклонения тем, кто намеревается уничтожить своих врагов.
Встречаются изображения стоящего четырехликого, но двурукого Брахмы. Черты его безбородого переднего лика мужского типа предстают индивидуализированными, два боковых выглядят более стандартно, более одинаковыми и похожи на женские лица. Тонкая ткань, обвивающая бедра и спускающаяся почти до лодыжек, необыкновенно изящна. Пышная прическа с локонами (джата), характерными для аскета, оттеняет гладкость поверхности тела. Жесты кистей рук и пальцев изысканны и красивы. Отсутствие двух других рук объясняется тем, что здесь образ божества еще близок к человеческому. Помимо обычного шнура (яджнопавиты), необходимого для жреческой варны, свисающего через плечо, на плечо Брахмы накинута шкура оленя (аджина), тоже служащая как бы священным шнуром (аджина яджнопавита). Так как у Брахмы только две руки, он держит меньше атрибутов: в правой руке — четки (акшамала), в левой — сосуд (камандалу). Редко Брахма изображается с двумя руками и с одной головой.
Источник: http://www.simbolarium.ru
Брахма хаста
По отношению к танцу Надикешвара пишет:
brahmachaturo vame hansasya dakshine karaha
Что означает:
Брахма изображается, когда левая рука в жесте Чатура ладонью вверх расположена на уровне пояса, а правая в жесте Хамсасья - на уровне груди. Чатура хаста показывает, что Брахма держит в левой руке Веды. Хамсасья хаста показывает, что в правой руке Брахма держит чётки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий