19 января 2012 г.

Шива хаста


Шива является одним из наиболее значительных и популярных богов Индуизма. Амаракоша (Amarakosha) приводит перечень сорока восьми его имён.
Шива идентифицировался с Ведическим Рудрой (Rudra). Рудра носит шкуру и обитает в горах, его излюбленное оружие — лук и стрела. Он также изредка использует молнию.

Ведический Рудра изображается внушающим ужас богом, которого необходимо постоянно умиротворять. Ему посвящено много гимнов, в которых содержатся призывы и мольбы, обращённые к нему: «не уничтожай наш скот, наших детей, родных и близких». Также его просили защитить людей от болезней, грабителей и других бед. Когда Рудре приносили поклонение, он становился великодушным божеством. Он всевышний Целитель и Бог Медицины, защищает людей и животных от болезней. Так как он проявлял заботу о животных, он звался Пашупати — Владыка Зверей (Pasupati). Во время поклонений, предлагающихся ему постоянно, его призывали всегда быть великодушным, «Siva» (Благой).



Период Упанишад характерен изменением взгляда на Рудру. Брахманы (Brahmanas), в сущности, только выполняли ритуалы. Они потерпели поражение в постижении истины об Универсальном Духе.

Упанишады развили доктрину об Атмане (Atman) и Брахмане (Brahman). Душа стала рассматриваться как вечная категория, которая эманирует из Брахмана и, в конечном итоге, сливается с ним. «Единству, достигаемому Брахманом, нет надобности бояться богов».

По мере эволюции индуизма Шива, теперь рассматривающийся Благим, стал представляться единым богом, Ишварой (Isvara). «Есть единственный Рудра, который является самой сокровенной душой всех людей, который создает все существа и защищает их. Рудра есть высочайший Брахман и включает в себя всю Вселенную. Он использует Майю (Maya)(или Пракрити (Prakriti)) и сановится Махешварой (Mahesvara). Нет подобного ему. Он познается через веру и любовь. Он поощряет добродетель и рассеивает порок. Он создал Брахму и превзошёл Веды».

Пуранический период Рудра становится Шивой, Верховным Божеством. Он вбирает в себя функции Вишну и Брахмы. Он есть душа вселенной. Шива несёт диск, трезубец, булаву, топор, носит пояс и яджнопавиту (yajnopavita) (священный шнур)), сделанный из змей; он смеется, поёт и танцует в экстазе. Как танцор он Натараджа (Nataraja).

В настоящее время Шива является одним из наиболее популярных богов, ему посвящено много храмов, он имеет большое количество приверженцев. Его поклонники сегодня разделились на множество сект: Шайва (Saiva), Пашупата (Pasupata), Капалика (Kapalika), Каламукха (Kalamukha), Лакулиса (Lakulisa), Вирашайва (Virasaiva) и другие.

Шива-Пурана (Siva-Purana) смотрит на Шиву как на исполняющего тройственные функции — создания, сохранения и разрушения.

Символическое значение некоторых основных атрибутов Шивы:

Жезл (Данда) — представляет смерть.
Лимон (Джамбхара) — семя мира.
Трезубец (Шула, Тришула) — означает учение.
Тришула (Trisula)
— три шулы (sulas) представляют Саттва, Раджас и Тамас гуны.
Щит (Кхетака) — представляет Дхарму, Закон.
Спутанные волосы — многообразие Брахмана-Абсолюта.
Полумесяц (Каумуди) — символизирует божественность Шивы.
Змей Васуки Яджнопавита (Vasuki Yajnopavita) — его гнев, который покоряет зло.
Тигровая шкура (Вьягхра-Чамара) — символизирует желание — Тришну (Trishna)).
Бык Нанди — символизирует Дхарму, Закон.

Источник: http://www.simbolarium.ru

Шива хаста

В отношении танца, Надикешвара в Абхинайя дарпанам говорит:

Shambovarmay mrugashirshas tripatakastu dakshine


Что означает:
Бог Шива изображается жестом мригаширша слева и жестом трипатака справа.

Поскольку у Шивы много различных имён, например: Нилаканта (тот, у кого синяя шея), Тринетра (тот, у кого три глаза), Натараджа (Король танца) и многие другие, - в танце для их изображения могут использоваться и другие жесты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий