Бхаратанатьям является настолько древней форма искусства, что невозможно точно датировать время его возникновения. Он является прямым наследником непрерывной традиции танца, развивавшейся в Индии, самые ранние упоминания о котором можно найти еще в текстах Вед. Техника танца может быть прослежена в скульптурах, созданных в пятом веке н. э. Во многих стилях танца 10 в. также использовалась Ардхамандали, являющаяся основной характерной чертой Бхаратанатьям. Как литература, так и скульптура ясно подтверждают тот факт, что основные знания и техника были созданы и укоренились в течение этого периода. Затем стиль Бхаратанатьям развивался главным образом на юге и постепенно ограничился территорией, известной ныне как штат Тамил Наду.
В течение последующих 500 лет танец процветал под ревностным покровительством династий Чола и Паллава, короли которых были увлеченными ценителями искусств. В то же время храмовые танцоры, становившиеся частью общества, представляли в форме танца практически каждый аспекта их религиозных ритуалов, от пробуждения их Господа на рассвете до колыбельных младенцу Кришне.
В 17-18 вв. движение бхакти стало предвестником грандиозного взлета творчества, который привнес в танцевальное искусство большой объем литературного содержания, из которого к настоящему времени выросли падам и джавали. Что еще более важно, это движение помогло выделить традицию сольного танца, унаследованную от поэтов и композиторов бхакти, использовавших танец для своих одиночных выступлений, в противовес групповому, балетному и драматическому стилям танца.
В течение 18 в. танцевальная форма Тамил Наду оформилась в особый отдельный стиль с собственным набором правил и сложным репертуаром. Называемый Дасиаттам (потому что он исполнялся дэвадаси в храмах), он также был известен как Садир Натьям, от маратхского слова «садир» - представлять. Четыре брата, известные ныне как Танжорский квартет (1798 – 1832), сыграли существенную роль в разработке репертуара Бхаратанатьям. Форма и содержание современных выступлений обязаны своим существованием преданным своему делу гениальным братьям. Т. о., Садир Натьям продолжал развиваться и процветать под двойной опекой королевской власти и религии вплоть до 19 века.
Британское завоевание Индии стало похоронным звоном для искусства, - как и для всего индийского. В глазах европейцев традиция дэвадаси мало отличалась от проституции и жестоко преследовалась. Это неизбежно привело к тому, что танцевальное искусство потеряло прежнюю репутацию. С постепенным истощением сверженной королевской власти, ее опека ослабела. В такой пуританской атмосфере пренебрежение к науке классического танца привело к тому, что танцовщиц стали считать женщинами с дурной репутацией. Указ правительства Мадраса, запрещающий храмовые танцы, прозвучал похоронным набатом по танцу.
Тем не менее, в 1930-е годы подъем национального самосознания, пробудившегося по всей Индии, повлек за собой реформы не только в социальной сфере, но и в культуре. Как символ национального самоуважения и патриотизма возрос интерес к аутентичным, традиционным формам искусства. В этот момент произошло возрождение и трансформация танцевального стиля, который теперь стал называться Бхаратанатьям. Отличительной чертой состояния танца в то время являелось слияние двух течений: во-первых, выхода из храмов на сцену традиций дэвадаси; во-вторых, все более возрастающего количество образованных женщин из высших каст, выдвинувшихся с заднего плана и начавших изучать танец и выступать на сцене.
После провозглашения независимости возрождение Бхаратанатьям продолжилось и длится до настоящего времени, строясь на знании о техниках прошлого и адаптации их к влияниям современности, формируя искусство, уверенно смотрящее в будущее.
Copyright © Гита Чандран http://geetachandran.tripod.com
Перевод: Александра Искварина © 2009
Комментариев нет:
Отправить комментарий