По-видимому, зарождение культуры танца и традиции отображать танец в искусстве берёт свои истоки ещё в эпоху так называемой протоиндийской, или индской, цивилизации, существовавшей в 3-2 тысячелетиях до н. э. в долине Инда и его притоков. Самыми её крупными городскими центрами принято считать Хараппу и Мохенджо-Даро. На месте раскопок этих древнейших населённых пунктов были найдены бытовые поделки, остатки керамики, амулеты-печати, статуэтки из меди, камня, бронзы, глины. Среди прочих и несколько статуэток, изображающих танцующих людей. Их позы и жесты очень напоминают позы и жесты классического индийского танца. Одна из таковых - бронзовая статуэтка обнажённой девушки-танцовщицы. Непринуждённо подбоченясь правой рукой, она словно выжидает момент, чтобы начать пляску. Левой рукой, унизанной множеством браслетов, она держит светильник, что может указывать на исполнению ею ритуального танца. Есть основания предполагать, что древнейшие «техники тела» (йогические практики и танец) и мотив танца, столь популярный в искусстве последующего развития культуры Индии, начали формироваться ещё 5 тысячелетий назад. Появившиеся на территории Индостана в середине 2 тысячелетия до н.э. индоарии с течением времени восприняли их, ассимилировав согласно особенностям своей культуры и придав тем самым им новые смыслы, вдохнув в них новую жизнь.
С середины 1 тысячелетия до н.э. на базе сочетания традиций неиндоевропейских племён и арийских народов начинает складываться индийский танцевально-драматический канон. Дату зарождения классического танца определить трудно. Многие исследователи связывают его формирование с периодом создания великих эпических поэм «Махабхарата» и «Рамаяна» и с периодом преобразования брахманизма в индуизм.
В истории классических танцев можно выделить три основных периода. Первый, древнейший период, обычно называют храмовым. Второй, относимый к XVI - XIX вв., условно именуется придворным. Начало же третьего – сценического – периода в истории индийского танца относят к первой трети века XX.
В храмовый период танец не был полностью независим, он был тесно связан с повествованием и богослужением. Танец зародился в храмах, будучи важной частью религиозной церемонии, имея ритуальный характер. На протяжении многих веков искусство классического танца было привилегией варны брахманов, обучавших этому искусству только храмовых танцовщиц и придававших ему оттенок исключительности, недоступности для каждого.
Танцы исполнялись во время ритуалов и по праздникам. Например, ритуал выжимания сомы (особого напитка, посвящавшегося богам) начинался с танца. Танцы сопровождали похороны – чтобы радостная пляска способствовала спокойному переправлению умершего на ту сторону.
Храмовые танцевальные представления исполнялись профессиональными танцовщицами – девадаси (в буквальном переводе с санскрита - «служанки бога»). Танец был их профессией, включающей определённые обязанности, обязательства и прохождения ритуалов. Доступ к этой профессии строго регулировался, и каждая стадия жизни девадаси отмечалась определёнными церемониями. Существовал также некий кодекс поведения, в котором предусматривались правила взаимодействия с коллегами и покровителями – особами, происходящими, как правило, из высших классов.
Чтобы стать девадаси, девочка должна была пройти четыре главных церемонии: ритуальное замужество, клеймение, посвящение в изящные искусства и дебют .
Церемонию ритуального замужества могли пройти только девочки в возрасте до девяти лет. Девочку символически выдавали замуж за божество, которому поклонялись в данном храме. Обычно это событие назначалось на благоприятный день и час, после соблюдения строгих постов.
Пройдя эту церемонию, обычная девочка становилась женой бога, которой всегда будет сопутствовать особый статус. Дело в том, что вдовство женщины в Индии считается крайне неблагоприятным статусом - к вдовам всегда относились как к изгоям. Но девадаси, будучи супругой бога, не могла стать вдовой. Как жена бога, она всегда считалась целомудренной, сама её жизнь была священной, а одно лишь её присутствие считалось необычайно благоприятным.
Однако не всегда и не все девадаси оставались верными священным узам. Некоторые из них благополучно выходили замуж или становились любовницами священнослужителей, богатых вельмож или правящих монархов.
Вслед за свадебным ритуалом следовала церемония клеймения. Клеймо было символом вечной связи с храмом, означавшим невозможность прервать служение. Также клеймо указывало на то, к какому храму принадлежала девадаси. В разных храмах практиковались разные изображения. Так, к примеру, в вишнуитских храмах раскалённое клеймо в виде метательного диска, выплавленное из серебра или меди, ставилось на правое плечо новобрачной, а на левое плечо ставилось клеймо в виде раковины.
Девадаси славились физической красотой и восхитительными выступлениями. Они были образованны, в отличие от большинства женщин, и обладали безупречными манерами. Вообще в Индии существовали две социальные группы женщин: «свакия» - большинство, воспитывавшееся в духе преданности мужу и семье, и свободные женщины, одна часть которых являлась девадаси, вторую же представляли «ганики», подобные греческим гетерам. Последним предписывалось владение 64 «искусствами Сарасвати», среди которых – игра на музыкальных инструментах, танец, пение, правила гигиены, косметология и другие. В «Кама сутре» говорится о том, что идеальная женщина – привлекательная и желанная – должна обладать этими 64 искусствами.
Будущие храмовые танцовщицы, как правило, также изучали не только искусство танца, но также игру на различных музыкальных инструментах, вокал, литературу, языки и, иногда, живопись. Церемония посвящения в процесс обучения танцевальному искусству включала первый ритуальный урок танца. Вначале совершалось подношение фруктов, цветов, благовоний и денег, красиво уложенных на круглом подносе, предлагаемом божеству, а затем и самому учителю. Далее, будущая танцовщица исполняла несколько движений на рисовой муке, в это время учитель (гуру) держал её за щиколотку и слегка ударял стопой об пол, произнося речитативы.
Дебют («арангетрам») девадаси, как и все остальные церемонии, назначался в наиболее благоприятный день согласно астрологическому прогнозу и проходил в присутствии махараджи. Девадаси украшает цветочной гирляндой бамбуковый ствол, символизирующий сына бога Индры, затем выходит на сцену и даёт свой первый концерт. После представления, махараджа даёт оценку мастерству танцовщицы и награждает её золотыми монетами и гирляндой из зелёных листьев. Также первое выступление девадаси могло происходить только лишь перед изображением божества.
Помимо танцев и музыки у девадаси были и другие обязанности, такие как украшение храма, сбор цветов и плетение гирлянд. Они участвовали в обряде обмахивания божества специальным веером, зажигали ритуальные лампы и готовили масла и благовония, используемые во время службы.
Во времена правления династии Чола (IX-XIII вв.) выступление при дворе было также важной обязанностью девадаси. Обычно при дворе содержалось определённое количество танцовщиц, которые участвовали в торжествах по случаю коронации, рождения наследника, дня рождения, свадьбы коронованных особ.
Copyright © Cally Indian Dance
Комментариев нет:
Отправить комментарий