Абхинайя – основная техника, используемая в Натья. «Абхи» означает «к», а «ни, найя» – корень, обозначающий «нести». Таким образом, исходя из этих значений, танцовщице приходится обращаться к зрителям, доносить до них свою мысль посредством Абхинайя. Это – неотъемлемый компонент Натья.
Давайте посмотрим, как связаны Натья и Абхинайя.
Натья состоит из шести элементов:
В «Натьяшастра» говорится, что Абхинайя – это искусство «изображать значение того, что сказано». У танцовщицы есть громадный запас средств для того, чтобы рассказать историю, показать идею, эмоцию. Она использует свое тело, конечности, кисти рук, лицо, глаза для того, чтобы выразить свои мысли. Танцовщице необходимо привлечь внимание зрителей к ее словам. Связь, создаваемая между зрителем и танцовщицей, описывается как опыт Раса, сравнимый с духовным опытом. Основная цель танца – вызвать у зрителя Раса, то есть особое, ни с чем не сравнимое настроение. Нандикешвара в «Абхинайя Дарпанам» говорит:
Yatho Hastato Dhrishtihi
Yatho Dhrishtisto Manaha
Yatho Manatato Bhavaha
Yatho Bhavastato Rasaha
Что означает:
Куда движутся руки, туда должны следовать глаза;
Куда движутся глаза, туда должен следовать разум;
Куда пришел разум, там создаются эмоции;
Где создаются эмоции, там появляется настроение.
Говоря коротко, хорошая танцовщица должна уметь вызвать у зрителей необходимое настроение. Мне кажется, эту идею можно применить не только в танце, но даже и в повседневной жизни. В том смысле, что, если наше сердце будет находиться там, где работают наши руки и голова – результат наверняка превзойдет все ожидания. Задумайтесь об этом.
Абхинайя подразделяется на:
Прежде чем начать разъяснение типов Абхинайя, мне бы хотелось поделиться известной шлокой (стихом) из молитвы Господу Шиве, являющемуся воплощением этих четырех Абхинайя. Имя вечно танцующего воплощения Господа Шивы – Натараджа (Король Танца).
Angikam Bhuvanam Yasya
Vachichikam Sarva Vangmayam
Aharyam Chandra Taradi
Tam Vande Sattvikam Shivam
что значит:
«Мы поклоняемся Ему, Великодушному,
Чьи конечности – это весь мир,
Чьи песни и стихи – сама сущность языка,
Чьи одеяния – луна и звезды…»
Как видите, в этой шлоке описаны все четыре типа Абхинайя:
Ангикабхинайя
Вачикабхинайя
Ахарьябхинайя
Саттвикабхинайя
1. Ангика Абхинайя (ангикабхинайя) подразумевает выражение смысла песни или стихотворения, используя различные части тела. В «Натьяшастра» Ангика подразумевает детальное изучение всех возможных жестов, позиций и движений каждой части тела. Ангикабхинайя использует абсолютно все тело для выражения определенного смысла. Хаста Абхинайя – это важнейший аспект Ангика. В нем тело разделяется на три основных части: Анга, Пратьянга и Упанга.
3. Ахарья Абхинайявключает в себя макияж и костюмы, украшения, использование специфических цветов, прически и особые костюмы для определенных характеров. Ахарья также включает в себя оформление сцены и декорации. Костюм в бхаратанатьям представляет собой типичные костюмы в стиле Паджама или Сари. Украшения – головные (нетти, чутти, чандра, сурья), джумки (серьги), маттал (ушная цепочка), мукутти (носовое колечко), хаста кадакам (браслеты), чокеранд (длинное ожерелье, жемчужное или золотое с камнями), поясок на талии и чилангай, или гунгру (ножные бубенчики), волосы украшаются цветами.
В сравнении с другими стилями классического танца, наибольшее значение Ахарья приобрела в стиле Катхакали. Здесь символика костюмов и грима используется для создания преувеличенного образа, чтобы создать яркие характеры героев эпоса, такого, как Махабхарата. В театре Катхакали для символического изображения разных характеров чаще всего используются зеленый, черный и красный цвета грима. Необходимо иметь в виду, что Ахарья – это только внешнее выразительное средство в Абхинайя, в отличие от тела, и иногда может быть заменено Ангикабхинайя.
4. Саттвика Абхинайя - четвертый вид Абхинайя, являющийся наиболее важным ее аспектом. «Саттва» в переводе с санскрита обозначает «чистый, безупречный» или «настоящий, неподдельный, непритворный». Таким образом, этот вид Абхинайя может быть истолкован как «безупречность, неподдельность». Это тонкие, почти незаметные ощущения, которые мы испытываем под влиянием тех или иных эмоций (такие, как мурашки, испарина или слезы и под.) Они могут быть выражены только в том случае, когда мы действительно испытываем определенные эмоции всем сердцем. Саттвика Абхинайя – это вызывание в своем разуме чувств, создаваемых извне при помощи Ангика и Вачика. Эту Абхинайя некоторые писатели называют также психо-физическим представлением. Давайте посмотрим, как различаются виды Саттвика Абхинайя и в чем важность каждого из них.
Существует восемь видов Саттвика Абхинайя:
Все восемь приведенных Саттвика не являются ни бхава, ни эмоциями, - это только вид реакции, обычно видимой при сильных эмоциональных переживаниях. Например, потение и слезы не могут быть бхава гнева или печали. Эти реакции – только часть эмоционального проявления. Счастливы ли мы или сильно подавлены – у нас текут слезы. Иногда меняется тон голоса (например, когда мы не можем нормально говорить от радости). Очень легко пережить Саттвика в реальной жизни, но для того, чтобы показать их в нереальном мире Натья, необходима полная концентрация, знание человеческой души и технические навыки мастерства актера или танцора. Таким образом, Саттвика можно назвать физической реакцией души, обусловленной сильными эмоциональными переживаниями и требующей от актера полного единения со своим героем. Без Саттвика, Ангика и Вачика – Абхинайя становится безжизненной и невыразительной.
Давайте посмотрим, как связаны Натья и Абхинайя.
Натья состоит из шести элементов:
- Нритта (Чистый танец)
- Гита (песня)
- Абхинайя (жесты)
- Тала (ритм)
- Бхава (эмоции)
- Раса (настроение).
В «Натьяшастра» говорится, что Абхинайя – это искусство «изображать значение того, что сказано». У танцовщицы есть громадный запас средств для того, чтобы рассказать историю, показать идею, эмоцию. Она использует свое тело, конечности, кисти рук, лицо, глаза для того, чтобы выразить свои мысли. Танцовщице необходимо привлечь внимание зрителей к ее словам. Связь, создаваемая между зрителем и танцовщицей, описывается как опыт Раса, сравнимый с духовным опытом. Основная цель танца – вызвать у зрителя Раса, то есть особое, ни с чем не сравнимое настроение. Нандикешвара в «Абхинайя Дарпанам» говорит:
Yatho Hastato Dhrishtihi
Yatho Dhrishtisto Manaha
Yatho Manatato Bhavaha
Yatho Bhavastato Rasaha
Что означает:
Куда движутся руки, туда должны следовать глаза;
Куда движутся глаза, туда должен следовать разум;
Куда пришел разум, там создаются эмоции;
Где создаются эмоции, там появляется настроение.
Говоря коротко, хорошая танцовщица должна уметь вызвать у зрителей необходимое настроение. Мне кажется, эту идею можно применить не только в танце, но даже и в повседневной жизни. В том смысле, что, если наше сердце будет находиться там, где работают наши руки и голова – результат наверняка превзойдет все ожидания. Задумайтесь об этом.
Абхинайя подразделяется на:
- Ангикабхинайя (жесты тела);
- Вачикабхинайя (слова, например, песня);
- Ахарьябхинайя (костюм, украшения);
- Саттвикабхинайя (изображение душевного состояния).
Прежде чем начать разъяснение типов Абхинайя, мне бы хотелось поделиться известной шлокой (стихом) из молитвы Господу Шиве, являющемуся воплощением этих четырех Абхинайя. Имя вечно танцующего воплощения Господа Шивы – Натараджа (Король Танца).
Angikam Bhuvanam Yasya
Vachichikam Sarva Vangmayam
Aharyam Chandra Taradi
Tam Vande Sattvikam Shivam
что значит:
«Мы поклоняемся Ему, Великодушному,
Чьи конечности – это весь мир,
Чьи песни и стихи – сама сущность языка,
Чьи одеяния – луна и звезды…»
Как видите, в этой шлоке описаны все четыре типа Абхинайя:
Ангикабхинайя
Вачикабхинайя
Ахарьябхинайя
Саттвикабхинайя
1. Ангика Абхинайя (ангикабхинайя) подразумевает выражение смысла песни или стихотворения, используя различные части тела. В «Натьяшастра» Ангика подразумевает детальное изучение всех возможных жестов, позиций и движений каждой части тела. Ангикабхинайя использует абсолютно все тело для выражения определенного смысла. Хаста Абхинайя – это важнейший аспект Ангика. В нем тело разделяется на три основных части: Анга, Пратьянга и Упанга.
- Шесть Анга:
- сирас (голова);
- хаста (рука);
- ваксас (бедро);
- парсва (грудь);
- катитата (бока);
- пада (ступня).
- Шесть Пратьянга:
- скандха (плечи);
- баху (руки от кисти до плеча);
- пристха (спина);
- удара (живот);
- уру (икры ног);
- джангха (голени).
- Двенадцать Упанга, или малых частей лица - очень важны для Мкукхарага (выражения лица):
- дришти (глаза);
- бхру (брови);
- пута (зрачок);
- капола (щеки);
- насика (нос);
- адхара (челюсти);
- губы;
- зубы;
- язык;
- подбородок;
- лицевые мышцы.
3. Ахарья Абхинайявключает в себя макияж и костюмы, украшения, использование специфических цветов, прически и особые костюмы для определенных характеров. Ахарья также включает в себя оформление сцены и декорации. Костюм в бхаратанатьям представляет собой типичные костюмы в стиле Паджама или Сари. Украшения – головные (нетти, чутти, чандра, сурья), джумки (серьги), маттал (ушная цепочка), мукутти (носовое колечко), хаста кадакам (браслеты), чокеранд (длинное ожерелье, жемчужное или золотое с камнями), поясок на талии и чилангай, или гунгру (ножные бубенчики), волосы украшаются цветами.
В сравнении с другими стилями классического танца, наибольшее значение Ахарья приобрела в стиле Катхакали. Здесь символика костюмов и грима используется для создания преувеличенного образа, чтобы создать яркие характеры героев эпоса, такого, как Махабхарата. В театре Катхакали для символического изображения разных характеров чаще всего используются зеленый, черный и красный цвета грима. Необходимо иметь в виду, что Ахарья – это только внешнее выразительное средство в Абхинайя, в отличие от тела, и иногда может быть заменено Ангикабхинайя.
4. Саттвика Абхинайя - четвертый вид Абхинайя, являющийся наиболее важным ее аспектом. «Саттва» в переводе с санскрита обозначает «чистый, безупречный» или «настоящий, неподдельный, непритворный». Таким образом, этот вид Абхинайя может быть истолкован как «безупречность, неподдельность». Это тонкие, почти незаметные ощущения, которые мы испытываем под влиянием тех или иных эмоций (такие, как мурашки, испарина или слезы и под.) Они могут быть выражены только в том случае, когда мы действительно испытываем определенные эмоции всем сердцем. Саттвика Абхинайя – это вызывание в своем разуме чувств, создаваемых извне при помощи Ангика и Вачика. Эту Абхинайя некоторые писатели называют также психо-физическим представлением. Давайте посмотрим, как различаются виды Саттвика Абхинайя и в чем важность каждого из них.
Существует восемь видов Саттвика Абхинайя:
- Стамбха – неподвижность, оцепенение от потрясения;
- Сведха – потение;
- Романча – мурашки; они появляются, когда душа взволнована, и волоски на теле приподнимаются;
- Ашру – слезы;
- Вепатху – дрожь, трепет;
- Пралайя – падать в обморок от потрясения;
- Вайварнья – изменение цвета кожи, например, покраснение – в гневе;
- Сварабхага – изменение тона голоса в зависимости от испытываемых эмоций.
Все восемь приведенных Саттвика не являются ни бхава, ни эмоциями, - это только вид реакции, обычно видимой при сильных эмоциональных переживаниях. Например, потение и слезы не могут быть бхава гнева или печали. Эти реакции – только часть эмоционального проявления. Счастливы ли мы или сильно подавлены – у нас текут слезы. Иногда меняется тон голоса (например, когда мы не можем нормально говорить от радости). Очень легко пережить Саттвика в реальной жизни, но для того, чтобы показать их в нереальном мире Натья, необходима полная концентрация, знание человеческой души и технические навыки мастерства актера или танцора. Таким образом, Саттвика можно назвать физической реакцией души, обусловленной сильными эмоциональными переживаниями и требующей от актера полного единения со своим героем. Без Саттвика, Ангика и Вачика – Абхинайя становится безжизненной и невыразительной.
Анджали Нандан © OnlineBharatanatyam
Перевод: Александра Искварина © 2009
Комментариев нет:
Отправить комментарий